ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка Как составить расписание дня для ребенка

О режиме дня ребенка

Дети — консерваторы по натуре. Им надо, чтобы все было в определенном порядке и соответствовало какой-то системе. Вы, наверное, замечали, что дети предпочитают есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой (то, что называется «любимая тарелка», «любимая ложка» и т.п.). Наши дети очень расстраиваются и даже отказываются есть, если мы вдруг путаем их тарелки.

Или другой пример. Дети быстро запоминают, что утром они едят кашу, в обед — суп, а перед сном пьют йогурт. И потом уже сами напоминают вам, чем их покормить. Так, наша полуторагодовалая Танюшка утром брала кого-нибудь из взрослых за руку и со словами «кашка» вела на кухню.

То же касается и режима дня. Если у ребенка есть определенный порядок действий в течение дня, он чувствует себя спокойно и уверенно. Впоследствии он и сам начинает напоминать, что пора кушать, спать или купаться.

Если же у ребенка каждый день «как сюрприз», то это может спровоцировать у него расторможенность, гиперактивность, тревожность, иногда и агрессивность. Для того чтобы понять состояние малыша, взрослому достаточно поставить себя на его место: что он будет чувствовать, если ему каждый день нужно будет в разное время ходить на работу, выполнять разные обязанности и требования, порой прямо противоположные тем, что были вчера?

Безусловно, распорядок дня не нужно делать строгим. Ничего страшного не произойдет, если в какой-то день ребенок позавтракает не в 9.00, а в 9.30, ляжет спать днем не в 12.00, а в 13.00 или в 11.00 (тем более, если в этот день он проснулся не в 7.00, как обычно, а в 6.00). Но надо, чтобы режим соответствовал природе вашего ребенка. К примеру, наши дети установили так, что обедают они не до дневного сна, а после.

Режим дня должен быть удобен не для родителей, а для самого ребенка. Хотя, на самом деле, его можно сделать удобным для всех.

Что же должно происходить с ребенком каждый день? Это, безусловно, питание, прогулки, игры и сон (вопрос гигиенических процедур утром и вечером даже не обсуждается — это само собой, что ребенок должен каждый день умываться, чистить зубы, причесываться и т.д.). Чередовать их следует в определенном порядке и в соответствии с возрастными особенностями.

Питание ребенка, к сожалению, часто становится «смыслом жизни» взрослых. Им кажется, если малыш ест с аппетитом, значит, у него все хорошо. Однако не надо делать «культа» из еды. Аппетит ребенка прямо пропорционально зависит от его двигательной активности. Голодный ребенок ест все. Поэтому это еще один повод подумать о правильно организованном распорядке дня.

Прогулки . Евгений Комаровский рекомендует с младенчества формировать у ребенка потребность в прогулках. Тогда прогулки будут восприниматься им как «норма, как обязательное условие разумного образа жизни». Чем дольше вы гуляете, тем лучше. И стоит придерживаться этого правила каждый день. Препятствием для прогулки может быть только ветреная погода.

Игры понятны и близки уровню сознания ребенка. Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Играя, они учатся и развиваются. Главное, учитывайте возраст ребенка и особенности его внимания. С ребенком в возрасте до 3 лет необходимо менять вид игры каждые 5—10 минут. Например, собрали пирамидку, потом покидали мяч, после этого наклеили картинки и т.д.

И наконец, сон. Организм ребенка функционирует по особым правилам, определяющим период и продолжительность сна. И это нужно обязательно учитывать. Если перефразировать известную пословицу, то получится такое утверждение: «Как ребенок поспит, так он будет вести себя во время бодрствования». Педиатры считают, что хорошо, когда ребенок засыпает вечером до 21.00. Однако должна признаться, что наши дети чаще засыпают чуточку позже.

Распорядок дня с 1 года

7.00. — 8.00 Первый завтрак

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.00 — 11.00 Игры, прогулка

11.00 — 14.00 Первый дневной сон

14.00 - 15.00 Обед

15.00 — 16.00 Игры, прогулка

16.00 — 16.30 Полдник

16.30 — 18.30 Второй дневной сон

19.00 - 20.00 Ужин

20.00 — 21.30 Спокойные игры, чтение книжек

21.30 — 22.00 Купание

22.00 — 22.15 Второй ужин

22.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 1.5 лет

7.00. — 8.00 Первый завтрак

8.00 — 9.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

9.00 — 10.00 Второй завтрак

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 — 15.00 Дневной сон

15.00 - 16.00 Обед

16.00 — 17.00 Прогулка

17.00 — 17.30 Полдник

17.30 — 18.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

18.00 — 19.00 Игры, прогулка

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.30 Спокойные игры, чтение книжек

20.30 — 21.00 Купание

21.00 — 21.15 Второй ужин

21.15 — 7.00 Ночной сон

Распорядок дня с 2 лет (когда ребенок не в детском саду)

7.00 — 8.00 Подъем, зарядка, умывание, одевание

8.00 — 9.00 Завтрак

9.00 — 10.00 Уборка

10.00 — 10.30 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

10.30 — 12.00 Игры, прогулка

12.00 - 12.30 Обед

12.30 — 15.00 Дневной сон

15.00 — 16.30 Свободное время

16.30 — 17.00 Полдник

17.00 — 18.30 Игры, прогулка

18.30 — 19.00 Занятия со взрослыми (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

19.00 - 19.30 Ужин

19.30 — 20.00 Спокойные игры, чтение книжек

20.00 — 20.30 Вечерние гигиенические процедуры

20.30 — 21.00 Второй ужин

21.00 — 7.00 Ночной сон

Еще раз хочу подчеркнуть, что это примерный распорядок дня. Составляется он индивидуально для ребенка. Так, например, Денис у нас в 1 год чаще спал один раз днем— 4 часа подряд или же первый дневной сон у него длился 3 часа, второй — 1 час; Танюшка же четко спала 2 раза по 2 часа.

А еще, наверное, вы обратили внимание, что в распорядке дня ребенка до 2 лет у нас был первый завтрак до гигиенических процедур — такой порядок тоже завели наши дети. После первого завтрака они могли еще немного поспать, поэтому в качестве первого завтрака у нас был, как правило, питьевой йогурт.

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой - смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе - давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость - залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут - ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное - он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное - себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме - очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами - иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму - они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок - это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня годовалого ребенка не сильно, но все-таки отличается от распорядка, которого необходимо придерживаться в возрасте 10-11 месяцев. Основные изменения в этот период связаны с организацией дневного и ночного сна, изменениями в пищевом рационе, режиме прогулок. Если планируется раннее поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение, режим необходимо составлять таким образом, чтобы он был максимально приближен к распорядку, утвержденному в детском саду. Если ребенок привыкнет все делать по графику, адаптация в яслях пройдет намного легче и быстрее, поэтому начинать приучение следует, как только крохе исполнится 1 год. Большинство детей идут в ясли в 1,5-2 года, поэтому у родителей есть достаточно времени, чтобы изменить существующий режим, если он по каким-то параметрам не соответствует требуемому распорядку.

Как приучить к определенному режиму или изменить существующий

Самая распространенная ошибка, которую совершают многие родители, пытаясь скорректировать распорядок дня годовалого ребенка, – это попытка ввести новые правила быстро. Ребенок не может сразу приспособиться к новому расписанию, особенно если до этого родители не придерживались конкретного распорядка или часто допускали погрешности в режиме. Иногда период привыкания к новым условиям может растянуться на несколько месяцев, поэтому маме нужно набраться терпения и не торопить кроху, если она хочет, чтобы переход на новый распорядок прошел безболезненно.

Важно! Не пытайтесь приучить ребенка к новому режиму дня быстро, наберитесь терпения.

Основные изменения, которые происходят в расписании дня годовалых детей, связаны с организацией дневного сна. Педиатры считают, что большинство здоровых детей в 1 год не нуждаются в двухразовом дневном сне, поэтому при проявлении признаков готовности перехода на одноразовый сон днем необходимо скорректировать режим таким образом, чтобы малыш спал 1 раз в день. Очень важно оценить готовность крохи к такому переводу, так как сон является важным условием здорового роста, правильного развития и эмоционального состояния малыша.

Ребенок готов к переводу на одноразовый сон продолжительностью 3-4 часа, если:

  • в привычное время укладывания (обычно это 10-11 часов утра) он не проявляет признаков усталости, не трет глаза, находится в хорошем настроении;
  • при попытке уложить его на утренний сон активно сопротивляется, плачет;
  • в кроватке не засыпает, играет с погремушками, рассматривает рисунки на постельном белье и мягких бортиках.

Важно! Если ребенок после перевода на одноразовый дневной сон стал капризным, плаксивым, у него испортился аппетит, следует проконсультироваться с врачом: возможно, кроха еще не готов к подобным изменениям.

Если ребенок объективно готов к переходу на одноразовый отдых днем, необходимо сдвигать время укладывания на 30 минут каждую неделю: в первую неделю укладывать спать в 10.30, вторую – в 11 часов и т.д. Придерживаясь такого метода, можно перевести ребенка на комфортный для него режим в течение 1-2 месяцев практически безболезненно.

От того, сколько раз в день спит ребенок, зависит, как именно составить распорядок дня, чтобы в нем было выделено время для прогулок, развивающих игр, занятий, кормлений и отдыха. Ниже приведены два варианта детского распорядка в зависимости от организации дневного отдыха.

Ребенок спит 2 раза в день

Если ребенок нуждается в кормлении перед сном, его также организовывают примерно за 20-30 минут до укладывания.

Ребенок спит 1 раз в день

Подъем у детей, которые спят 1 раз в день, обычно происходит позже, чем у малышей, продолжающих спать 2 раза в дневное время. Это необходимо учитывать при составлении режима.

Чем кормить годовалого ребенка

В год ребенок уже может питаться с общего стола при условии, что семья придерживается принципов здорового и диетического питания и не употребляет продукты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка: колбасные изделия, специи, маринады, копчености. Важным изменением в этот период должен стать отказ от продуктов детского питания, продающихся в магазинах (готовые пюре, сухие каши и т.д.). Ребенок в этом возрасте не нуждается в питании, приготовленном таким способом, и слишком мягкая, однородная консистенция таких продуктов отрицательно влияет на жевательную функцию, может способствовать формированию неправильного прикуса, речевой задержке и нарушениям в работе челюстно-лицевого мышечного аппарата.


Рацион питания

  1. Молочные каши , в которые можно добавлять кусочки свежих или сушеных фруктов, мед, ягоды.
  2. Супы можно давать в обычном виде, не перетирая до состояния пюре, но важно, чтобы мясо в супе было измельчено, иначе ребенок может подавиться. Одним из вариантов является приготовление супов на овощном бульоне с последующим добавлением мясного пюре или фрикаделек из мяса.
  3. Мясо годовалому ребенку можно давать в виде паровых котлет, муссов, суфле, мягких запеканок. Допускается добавление обжаренного, мелкорубленного фарша к вареным овощам.
  4. Фрукты стоит давать кусочками, постепенно заменяя ими привычные для ребенка пюре.

Важно! Кормить годовалого ребенка следует 5 раз в день, постепенно отказываясь от утренних кормлений смесью или грудным молоком. Интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания

Многие дети к годовалому возрасту сами отказываются от сосания груди, но есть и такие, кто готов питаться грудным молоком до 2-3 лет. После года состав материнского молока уже не удовлетворяет потребности детского организма, поэтому ребенка от грудного вскармливания необходимо отучать. Для этого можно воспользоваться следующими советами.

  • Если ребенок сосет грудь перед сном, можно попробовать предложить ему вместо молока какой-нибудь напиток из чашки или поильника. Это может быть молочная смесь для детей старше 1 года, компот, кефир или жидкая молочная каша. В первые недели напиток должен быть сладким, так как материнское молоко имеет сладковатый вкус, и ребенок может отказаться от пресных напитков.
  • Детей, которые используют грудь вместо соски, можно отвлечь сказкой, укачиванием, песенкой. Даже если кроха плачет и требует грудь, важно выдержать хотя бы 10-15 минут. Если плач после этого не прекратится, следует покормить ребенка, но не более 2-3 минут, и повторить попытку на следующий день.
  • Отучить от утренних кормлений грудью проще всего. Когда ребенок проснется, необходимо сразу предложить ему чай или дать кусочек печенья (сухарика), после чего увлечь игрой. Важно не переусердствовать с кормлением, иначе ребенок может отказаться от завтрака.

Если ребенок еще не готов к отучению от груди, не стоит торопиться. Лучше отложить это на несколько недель, после чего снова повторить попытку.

Важно! Отучать от груди можно только детей, которые умеют пить из чашки или поильника и уверенно удерживают их в руках без посторонней помощи.

Примерное меню годовалого ребенка

Прием пищи Чем кормить
Завтрак Молочная каша из геркулеса с бананом, напиток из ромашки, сухарик.
Второй завтрак Запеченная груша с медом
Обед Щи из капусты с мясными фрикадельками, морковное пюре с куриной котлетой, фруктовый сок.
Полдник Напиток из молока и злаков, детское печенье.
Ужин Отварная рыба с картофельным пюре, куриный желток вареный.
Поздний ужин Перед сном можно дать ребенку кефир или немного натурального йогурта без ароматизаторов и красителей.

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если ребенок в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Ребенок может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если ребенок, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1 год

  1. Приучать ребенка засыпать самостоятельно необходимо с 8-10 месяцев, так как потом сделать это будет гораздо сложнее.
  2. Примерно за час до ночного сна необходимо создать спокойную обстановку в комнате: выключить телевизор, компьютер, приглушить яркий свет.
  3. Важно в этот период ограничить подвижные и активные игры: идеальным вариантом будет, если за 20-30 мину до ночного сна ребенок уже будет лежать в кровати. В это время мама может разговаривать с ним, читать сказку, петь колыбельную.
  4. Большое значение для ребенка, привыкшего засыпать с мамой, имеет тактильный контакт: мама может гладить кроху по спинке, голове, ручкам.
  5. Не стоит долго держать ребенка на руках перед сном – для удовлетворения его потребности в тактильной близости перед сном достаточно 3-5 минут.
  6. Чтобы процесс расставания с мамой проходил менее болезненно, можно положить в кроватку любимую игрушку малыша.
  7. Перед сном все действия (чистка зубов, надевание пижамы) необходимо проводить в строгом порядке – это будет способствовать выработке привычек, связанных со сном.

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя. В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место. Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются. Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики. Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка


Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко. Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:


Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:


Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах. Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика. На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.